Готовность к школьному обучению 05.09.2019

Скоро начнется школьная жизнь, и ребенок попадет в новый мир. Он приобретет новые привычки, стиль поведения; у него появятся новые друзья и примеры для подражания.

Что же понадобится ребенку буквально с первых часов пребывания за партой?

1) умение соблюдать правила;

2) желание учиться, получать новые знания;

3) развитость волевых качеств, проявляющаяся, в частности, в умении удерживать собственное внимание;

4) развитые представления об окружающем мире;

5) достаточная развитость мелкой моторики рук;

6) достаточный уровень развития внимания, памяти, мышления, пространственных представлений

Умение следовать правилам проще всего вырабатывается в процессе общих игр, даже таких простых, как «дочки-матери». В общей игре маленький человек постепенно учится действовать «как положено», сдерживая иногда свои порывы, иначе другие дети просто не станут принимать его в игру. И, если вы услышали адресованные вашему ребенку укоризненные фразы: «Так не играют!», «Сейчас не твой ход!» и т. п., это говорит о том, что ребенок не готов действовать по общим правилам. Поощряйте участие ребенка в совместных играх со сверстниками, подсказывайте ему решения в конфликтных ситуациях. Групповые игры со сверстниками помогают ребенку выстроить систему отношений, определить границы своего психологического пространства, освоить навыки взаимодействия в коллективе, научиться с честью выходить из самых разных ситуаций.

Поощряйте любознательность своего будущего школьника! Чем больше и внимательнее Вы будете беседовать с ребенком, тем лучше подготовите его к восприятию учебного материала.

Очень важно развитие у ребенка так называемой мелкой моторики – тонких, хорошо координируемых движений кисти руки. Полезными будут занятия лепкой, аппликацией, рисование, игра на музыкальных инструментах.

Непростой аспект подготовки ребенка к школе – это мотивационная готовность, то есть те мотивы, которые побуждают его принять новую жизнь как нечто желаемое. Готовым к школе можно назвать ребенка, которого школа привлекает не внешними атрибутами (тетрадками, учебниками, портфелем), а возможностью получать новые знания.

Мотивы зависят в первую очередь от того, как относятся к школе и к учебе родители. Одно дело – отдавать ребенка в школу потому, что «так надо» и совсем другое дело – считать школу важнейшим элементом жизни ребенка, а его успехи или неуспехи – областью интересов всей семьи. Мотивы самого ребенка тоже могут быть разными: встречаться с приятелями; играть; получать пятерки; быть лучше всех и чтобы мама хвалила; любознательность и желание узнавать новое. Иногда родители выставляют и такой мотив: «Чтобы была хорошая работа, когда вырастешь». К сожалению, это слишком отдаленный мотив. В 6-7 лет дети слабо регулируют свое поведение, их захлестывает волна непосредственных желаний в данный конкретный момент. Работа – это еще очень нескоро, а уроки не хочется делать сейчас. Сейчас хочется гулять и играть…
Если вы ждете, что ваш ребенок будет приносить домой только пятерки, и начнете стыдить его за четверки или тройки, если причиной ваших постоянных тревог будут именно оценки как таковые, то в его отношении к школе на первое место выйдут страх и ощущение непосильной ответственности за ваши несбывшиеся ожидания. Оценки в дневнике для него станут важнее реальных знаний, они подменят живой интерес к новому и желание искать ответы на разнообразные «детские вопросы». Правильная мотивационная готовность ребенка к школе начинается с его веры в себя, с его стремления становиться умнее и вообще лучше во всем. Заставить ребенка учиться невозможно, если он сам этого не захочет. Развитое любопытство, познавательный интерес к окружающему миру, сформированная система потребностей, переживаемая ребенком как собственное желание: «хочу в школу», а также ваше спокойное, оптимистичное и радостное отношение к началу школьной жизни вашего ребенка, отсутствие завышенных требований к его будущим успехам и, как следствие, отсутствие страха у ребенка перед возможными неудачами – все это создаст хорошие предпосылки к вступлению маленького человека в этот важный для него этап.