Вице-мэр Москвы Анастасия Ракова рассказала о будущем столичных школ и колледжей 01.10.2025

В интервью “Ъ” заместитель мэра Москвы Анастасия Ракова рассказала, почему московским школьникам сегодня сложно поступить в вузы, как город решает проблему нехватки мест в колледжах и как в городе растет спрос на среднее профессиональное образование

Одним из самых заметных событий в образовании в этом году стало участие Москвы в эксперименте по сокращению количества ОГЭ для школьников, решивших поступать в учебные заведения среднего профобразования (СПО). Как вы оцениваете результаты пилота?

Результаты эксперимента нас, безусловно, устраивают — они оказались даже выше ожиданий на старте. Основным изменением в рамках эксперимента стала возможность для желающих поступить в колледжи сдать только два ОГЭ: по русскому языку и математике. Этой новой возможностью воспользовались 33% столичных девятиклассников — около 39 тыс. из 117 тыс. выпускников.

Поскольку эти ребята осознанно выбрали путь продолжения обучения в системе СПО, мы гарантировали им поступление на бюджетные места. Более того, мы ставили перед собой более широкую задачу: обеспечить каждому ребенку поступление не просто на вакантное место, а именно на то направление и специальность, которые он изначально для себя выбрал.

Всем хватило мест именно на выбранных направлениях?

На ряд направлений спрос абитуриентов превысил количество первоначально запланированных бюджетных мест. Наиболее востребованной в первую очередь оказалась сфера медицины.

Для решения этого вопроса мы обратились к федеральным вузам, имеющим в своей структуре колледжи (например, к Университету имени Сеченова, Университету имени Баумана и другим). В результате подписанных соглашений нам удалось дополнительно распределить контрольные цифры приема, создав в общей сложности около 500 новых мест.

Параллельно мы значительно увеличили и общее количество бюджетных мест. Если на старте проекта их было 37 тыс., то, увидев высокий интерес школьников к СПО, мы довели этот показатель до 47 тыс.

Вакантные места, не занятые москвичами, были перераспределены для абитуриентов из других регионов. В настоящее время в столичных колледжах обучаются 10 тыс. ребят из различных субъектов федерации. Этот факт наглядно демонстрирует, что Москва является образовательным хабом не только для высшего, но и для среднего профессионального образования.

Были ли ребята, которые сдали четыре ОГЭ, могли пойти в 10-й класс и все равно решили поступить в колледж?

Да, таких ребят было 6 тыс., причем около полутора тысяч из них продемонстрировали высокие академические результаты. Сегодня колледжи становятся все более привлекательными для мотивированных школьников с отличной успеваемостью, которые тем не менее сознательно выбирают построение карьеры через систему среднего профессионального образования. В частности, они выбирают креативные индустрии, где колледжи предлагают образовательные программы, сопоставимые по качеству с вузовскими по аналогичным направлениям.

Какие гарантии были у школьников, что они поступят именно на выбранное направление?

47 тыс. бюджетных мест для 39 тыс. ребят, которым предоставлялись такие гарантии, позволяли производить тонкую настройку прямо в процессе приемной кампании. Мы мониторили, в какие колледжи и на какие направления подаются заявления, перераспределяли места и быстро адаптировались под запросы ребят.

Как об этих изменениях узнавали сами абитуриенты? Кто предлагал им альтернативы и держал в курсе происходящего?

Сами колледжи были в постоянном контакте с этими ребятами. Также была создана специальная единая приемная комиссия, которая общалась с выпускниками, их родителями, школами и СПО. Таким образом велся всесторонний переговорный процесс.

Как в этом году проходило поступление в 10-й класс?

Правила поступления в 10-й класс не менялись. Как и ранее, учебные заведения самостоятельно определяли минимальный проходной балл, вычисляемый как средний балл по результатам четырех ОГЭ.

При этом ряд школ вообще не устанавливали минимальный проходной балл и принимали всех, кто справился с итоговой аттестацией. Подобные учебные заведения представлены в каждом округе столицы, что гарантировало возможность продолжения обучения в 10-м классе для выпускников, не набравших необходимых баллов для поступления в свои школы.

А если ребята просто перенервничали на экзамене и поэтому получили тройки?

Стремясь снизить психологическую нагрузку на выпускников в период экзаменов, мы с самого начала предусмотрели для всех желающих возможность улучшить свои результаты. Учащиеся получили право дважды пройти бесплатную пересдачу ОГЭ в Центре независимой диагностики. Процедура ничем не отличалась от обычного экзамена, и уже с улучшенными результатами можно было подавать документы в 10-й класс. Такой возможностью воспользовались большинство ребят, 70% из них улучшили результат.

Вы как-то оценивали удовлетворенность участников приемной кампании ее итогами?

Конечно. Мы проводили опросы всех сторон. 85% родителей, чьи дети поступили в колледж, довольны и направлениями, и специальностью. 78% из них отдельно отметили, что их особенно устраивает возможность сдать два, а не четыре ОГЭ, потому что это снижает уровень стресса у ребенка и позволяет качественно подготовиться к русскому языку и математике. В целом у нас больше 60% родителей считают, что эксперимент должен быть продолжен и в следующие годы и стать постоянной практикой.

Как в Москве решается вопрос устаревшей материальной базы колледжей?

Сегодня в Москве функционирует 62 колледжа, но речь идет не о зданиях, а именно о юрлицах, у которых может быть несколько филиалов. Все они расположены в 200 зданиях, равномерно распределенных по городу.

Модернизация материально-технической базы колледжей ведется по нескольким ключевым направлениям. Приоритетом является оснащение лабораторий и мастерских, поскольку именно они формируют основу практической подготовки учащихся. До конца текущего года будет модернизировано 1,5 тыс. таких помещений, что составит 70% от всей учебной инфраструктуры. Полное обновление лабораторного фонда планируем завершить к 2027 году.

В капитальном ремонте сейчас находятся только три здания. Мы приняли принципиальное решение не ремонтировать маленькие, старые здания, многие из которых изначально и не подходили под нужды образования. Вместо этого мы поставили цель создать крупные образовательные кампусы или даже кластеры, которые в целом поменяют образовательные подходы. В Москве появится семь новых крупных колледжей. Самый большой — в Коммунарке. По пяти из них у нас идет проектирование на уже отобранных площадках, в следующем году планируем приступить к строительству.

Ребята из маленьких старых зданий переедут в новые крупные. Но укрупнять или, наоборот, разделять колледжи мы не планируем.

Как при этом процессе сохраняется возможность студентам учиться недалеко от дома?

При выборе площадок для строительства новых кампусов мы чуть ли не в первую очередь учитывали вопрос их транспортной доступности. Поэтому мы создаем их в удачных транспортно-пересадочных узлах, чтобы дети могли добираться туда без проблем из разных частей города.

А как в старых зданиях учатся нынешние студенты СПО?

Уже сейчас, не дожидаясь открытия этих крупных площадок, мы формируем центры коллективного пользования. Прямо на территории промышленной зоны мы открываем лаборатории, в которых дети из разных колледжей проходят длительную практику, по две-четыре недели оттачивая реальные навыки. А на теоретическую подготовку возвращаются обратно в свои колледжи. Благодаря такому подходу у ребят есть доступ к современному лабораторному оборудованию и станкам, а также возможность общаться с мастерами, которые работают на реальных производствах. В прошлом году мы запустили такую площадку в Руднево и скоро откроем еще две в Печатниках. Причем они рассчитаны на очень разные специальности — строительство, транспорт, индустрию гостеприимства и другие.

Есть ли возможность проходить практику не просто на учебных площадках, а прямо на производстве?

Конечно. Но в первую очередь они должны сформировать первичные навыки в учебных лабораториях, в условиях ничем не отличающихся от реального производства. То есть мы не можем отправить на предприятие студента, который ни разу не работал за станком и видел его только на картинке. Поэтому начиная с первого курса у ребят есть доступ к учебным площадкам, но и студенты третьего и четвертого курсов оттачивают и углубляют там свои навыки.

Студенты могут совмещать учебу с работой по специальности?

Большинство ребят на четвертом курсе уже работают. В целом около 70% студентов колледжей получают предложения о работе еще во время учебы. Для таких учащихся составляются индивидуальные учебные планы, которые встраивают работу в учебу на выпускном курсе и подготовку к экзаменам. Те же, кто не устроился к этому моменту на работу по профилю, продолжают учиться в группах по классической программе и отрабатывать навыки на учебных площадках.

О дефиците педагогических кадров

Когда речь заходит о колледжах на федеральном уровне, часто поднимается проблема нехватки педагогов. Достаточно ли в Москве специалистов?

Мастеров действительно не хватает — это всегда было проблемой. Именно поэтому отчасти мы начали создавать учебные площадки внутри реальных производств, потому что привлекать туда работников предприятий в качестве мастеров легче. Мы активно работаем над решением этой проблемы, хотя это и непросто. Город ищет партнеров среди бизнеса и на предприятиях, договариваемся о специальных условиях для их специалистов, готовых обучать студентов. Крупные работодатели сейчас тоже заинтересованы в развитии СПО, потому что объективно испытывают потребность в кадрах. Мы и сами стараемся менять подходы к зарплате, создаем новые лаборатории и закупаем расходные материалы, чтобы специалистам было интересно работать с ребятами и они могли развивать свои компетенции. Людям становится интересно, и они постепенно идут к нам.

Есть ли планы перенаправить в СПО как можно больше выпускников школ, чтобы они не получали высшего образования?

Наша ключевая задача — создать условия для максимальной реализации способностей каждого московского школьника. Кто-то видит свой путь в университете, а кто-то — в получении практической профессии в системе СПО и быстром старте карьеры. Все дети обладают разными талантами и склонностями, и система образования должна помочь раскрыть потенциал каждого.

Для этого в Москве формируется мощная профориентационная среда. Мы стремимся как можно раньше познакомить учащихся с многообразием профессий, дать понимание структуры рынка труда и востребованных компетенций.

Таким образом, речь идет не о том, чтобы направлять детей по какому-либо пути, а о том, чтобы выстроить систему, в которой каждый школьник сможет осознанно выбрать образовательную траекторию, наилучшим образом соответствующую его интересам и ожиданиям.

Вузы относятся к сфере управления федерального, а не регионального правительства. Вы отслеживаете доступность высшего образования для московских школьников?

Несмотря на то что кажется, что вузов в Москве больше всего, московским школьникам сложнее всех в стране поступать в вузы. Потому что они вынуждены конкурировать с лучшими выпускниками со всей страны. Средний проходной балл в столичные вузы заметно выше (в среднем на 10 баллов), чем по стране (64 балла в среднем по другим регионам и 73 в Москве).

С другой стороны, и возможностей получить качественное образование у нас гораздо больше. Мы, к примеру, развиваем в школах предпрофессиональные классы. С 2021 года в рамках профильного обучения мы открываем 10-е и 11-е классы с уклоном на определенные специальности. В таких классах ученики углубленно изучают те предметы, по которым планируют сдавать ЕГЭ и поступать в университет, а также знакомим школьника с выбранной профессией. Погружение очень активное, чтобы ребята не испытывали иллюзий и не разочаровывались во время учебы в вузе, что выбрали не тот профессиональный путь. Больше трети детей сейчас учатся именно в таких классах, 40% старшеклассников. Направлений несколько: инженерные классы, IT-классы, медицинские, педагогические, предпринимательские классы, медиаклассы. Самый большой интерес — к IT, инженерным и предпринимательским.

Можете привести примеры погружения школьников в профессию?

Ученики инженерного класса обязаны параллельно с учебой в школе получить в колледже профессию чертежника. Потому что для инженера это базовый фундаментальный навык. Те, кто учится в педагогическом классе, проходит практику в школах, занимаются с детьми. Большой процент времени уделяется и подготовке проектов на площадках вузов-партнеров. Такие ребята показывают очень хорошие результаты на ЕГЭ — среди них много стобалльников. Более того, они за два года успевают наладить связь с вузами, участвуют во внутренних олимпиадах, что помогает им набрать дополнительные баллы при поступлении. За счет этого проекта мы в том числе существенно увеличили долю московских детей в медицинских вузах.

Второе, чем мы занимаемся в этом направлении, — это олимпиадное движение. Практически половина всех победителей и призеров Всероссийской олимпиады школьников — это московские дети. В этом году таких более 1,8 тыс. человек — все они могли гарантированно поступить в вузы без конкурса.

Есть ли в Москве нехватка педагогических кадров в школах?

Острой проблемы нет, но всегда бы хотелось обновления и увеличения числа молодых учителей. В образовательных учреждениях работает около 100 тыс. педагогов, из них 58 тыс.— это учителя, подавляющее большинство из них женщины. Средний возраст 45 лет, что в целом неплохой показатель по стране. Достаточно много молодых педагогов, около 12 тыс. человек.